Межрайонный семинар по теме «Функциональная грамотность через предмет»
28.02.2022 на базе школы №1 МО «Барышский район» состоялся межрайонный семинар по актуальной теме образования «Функциональная грамотность через предмет».
Педагоги- методисты Кузина И.С., Цыганова О.Г, Парнявская Н. Н. из г. Барыша и Титова И.В.из г. Инза выступили перед педагогами города с интересными мастер- классами и докладами.
Выступление Титовой Ирины Владимировны педагога-методиста МБРУ СОШ 1 г. Инза, на межрайонном семинаре, посвященном функциональной грамотности, состояло из двух мастер-классов и обобщения педагогического опыта работы.
Первый мастер-класс на тему: «Развитие креативного мышления посредством правополушарного рисования», познакомил присутствующих с различными приемами и техниками рисования и развития креативного мышления, которые Ирина Владимировна успешно использует в своей работе. Все желающие смогли не только настроиться на творчество при помощи интересных упражнений, но и окунуться в прекрасный мир искусства рисования. В результате, участники мастер-класса не только подняли себе настроение, но и создали рисунки, используя приемы правополушарного рисования, став чуть более креативными.
Второй мастер-класс был посвящен созданию образа учителя будущего. Интересные видеофрагменты, итоги проведенного анкетирования и грамотно организованная работа фокус-групп, дали возможность не только проанализировать прошлое и настоящее образа учителя, но и подискутировать на тему будущего педагогики и трансформации образа учителя.
Итогом стало выступление Титовой Ирины Владимировны с обобщением педагогического опыта работы на тему: «Развитие креативного мышления посредством методов наблюдения и сравнения на уроках изобразительного искусства». В своем выступлении Ирина Владимировна познакомила присутствующих с тем, как с помощью методов наблюдения за окружающим миром и природой можно развивать креативное мышление школьников, познакомила с приемами, используемыми на уроках и результатами своей работы.
Кузина Ирина Сергеевна учитель технологии МБОУ СОШ 1 МО "Барышский район " выступила на тему " Методики используемые в ТРИЗ-педагогике" .
ТРИЗ — это поиск решения нестандартных проблем в известном поле знаний. Несмотря на множество терминов, как можно увидеть из описания приёмов и методов, ТРИЗ — это то, что мы ежедневно применяем в своей жизни, но просто не называем этой аббревиатурой. В заключение Ирина Сергеевна провела масстер класс "Рисуем геометрическими фигурами"
Цыганова Оксана Геннадьевна в своем выступлении «Функциональная грамотность на уроках русского языка» познакомила с требованиями современного общества и новыми задачами, возникшими перед учителем для развития новых компетентностей и навыков, с понятием функциональной грамотности и двумя аспектами ее воплощения на своих уроках: через грамотное смысловое чтение и выразительные языковые средства.
Рассматривая первый аспект, Оксана Геннадьевна отметила, что полное понимание текста зависит от умения найти необходимую информацию и извлечь ее из общего контекста, сформулировать общее понимание текста и представить собственную точку зрения о содержании и форме текстового сообщения. Привела несколько приемов грамотного чтения, подробнее остановилась на приеме «Толстые и тонкие вопросы», предложив к высказыванию Б.Шоу составить простые и более сложные в смысловом понимании высказывания вопросы, позволяющие выйти за рамки исходного текста.
Рассматривая второй аспект, подчеркнула, что функциональная грамотность включает в себя владение всеми средствами родного языка в устной и письменной речи. Для этого были продемонстрированы интересные формы проработки этого навыка: приемы Бескрылки, Перевертыши, Переводчик. Особенность этих приемов заключается в замене исходных слов, фраз на антонимы или синонимы, знании крылатых фраз. Такие формы работы развивают языковое чутьё, позволяют почувствовать все тонкие грани русского языка.
В заключении выступления привела притчу, смысл которой заключается в словах мудреца «Все в твоих руках!»: брать у мира новые знания и новый опыт, помогать в его осознании другим, творить для других, отдавать свой опыт и верить, что этим улучшаем качество жизни других людей. Находить баланс этих возможностей - вот в чем мудрость нашей жизни.
Педагог-методист, учитель начальных классов МБОУ СОШ №2 МО «Барышский район» Парнявская Н.Н. представила вниманию коллег опыт работы по теме «Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе», так как читательская компетентность выделена в перечне основных составляющих функциональной грамотности. Она привела примеры используемых на уроках эффективных приемов технологии смыслового чтения и развития критического мышления, при которых достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения.
Формы работы с книгой разнообразны и определяются творческим подходом педагога. Но структура, диктуемая новыми ФГОС всегда одна: цель - деятельность – результат. Каждый этап таких уроков направлен на развитие личности ученика, а структурные элементы урока должны соответствовать современным требованиям системно- деятельностного урока.
Главная цель учителя - научить учащихся добывать знания, умения, навыки и применять их в практических ситуациях. Чтобы достичь цели, необходимо использовать методы, направленные на развитие познавательной, мыслительной активности, которая направлена на развитие функциональной грамотности ребенка.